Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
МБОУ "Основная общеобразовательная школа с. Руновка"
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
№ п/п |
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1. Нормативно-правовое обеспечение |
|||
1.1 |
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год. |
Август-сентябрь |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение |
|||
2.1 |
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы. |
Сентябрь |
Администрация школы, классные руководители |
2.2 |
Работа по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся. |
В течение года |
Администрация школы, классные руководители, учителя-предметники |
2.3 |
Определение перечня курсов по выбору для предпрофильной работы с обучающимися 9 класса |
До 07.09 |
Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2.4 |
Расстановка кадров для ведения курсов предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности
|
До 07.09 |
Администрация школы |
3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы |
3.1 |
Проведение профориентационных игр среди обучающихся старших классов |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
3.2 |
Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе» |
Октябрь |
Зам.директора по ВР, Совет школы |
3.3 |
Тематические классные часы профориентационной направленности. |
По плану кл.рук. |
Классные руководители |
3.4 |
Участие в муниципальной Ярмарке профессий |
|
Администрация школы совместно с центром занятости |
3.5 |
Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом |
В течение года |
Классные руководители |
3.6 |
Участие во Всероссийском профориентационном уроке «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» |
В течение года |
Педагог-организатор, классные руководители |
3.7 |
Профориентационные онлайн-мероприятия, организованные Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ» |
В течение года |
Педагог-организатор, классные руководители |
3.8 |
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул |
Март-июнь |
Администрация школы, классные руководители |
3.9 |
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов |
Постоянно |
Педагог-организатор |
3.10 |
Оформление и ведение информационного стенда по профессиональной ориентации |
Постоянно |
Педагог-организатор |
3.11 |
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте |
Постоянно |
Педагог-организатор, администрация школы |
3.12 |
Информирование обучающихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования. |
Постоянно |
Администрация школы, классные руководители |
3.13 |
Информирование обучающихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда. |
Постоянно |
Классные руководители |
4. Работа с родителями |
|||
4.1 |
Родительские собрания в классах по вопросам профориентации. |
февраль |
Администрация школы, классные руководители |
4.2 |
Родительские собрания в 9 классе по подготовке к ГИА, выбору профилей и составлению ИУП. |
декабрь |
Администрация школы, классные руководители |